Историческая реконструкция: Букаброт с яйцом на Ивана Купалу в русской деревне

7 июля почти повсеместно на Руси отмечался Иванов день или Иван Купала. Этот языческий праздник распространен по всей восточной Европе не только среди славянских народов, но и фино-угорских.
Этнографы описали немало региональных особенностей этого праздника, а вот "кулинарная составляющая" обычно обходится стороной. Мы с Мишей-мл решили по воспоминаниям нашей бабушки в этот день реконструировать ту еду, которую было принято готовить в Костромской губернии на Ивана Купалу.  Бабушка опиралась на то, что ей рассказывала её бабушка, т.е. описание относится примерно к 1880-1900-м годам.
Этнографическая часть
Многие из нас наверняка помнят кадры из фильма "Андрей Рублев", в которых А.Тарковским реконструированы обряды на Ивана Купалу, относящиеся к примерно XIV веку. Купание в реке, плетение венков из полевых цветов, спуск венков или корабликов из сосновй коры с горящими свечами по реке.
Кадры гениальные, но обряды на Иван Купала были разные в различных регионах.

В деревнях, примыкающих к селу Сойкино, про которое мы уже писали, Иван Купала считался "молодежным" праздником. В этот день считалось дозволительным, чтобы молодежь немного пошалила и порезвилась, старики не бурчали. Это что-то вроде теперешнего 1 апреля - можно пошались, пообманывать.
Обычно молодежь деревень вокруг Сойкино начинала гуртоваться в березовой роще над речкой Кубанью где-то к семи часам вечера. Каждый приносил с собой пару яиц, кто-то приносил черного ржаного хлеба, кто-то растительное масло. Разводился купальский костер. На нем иногда варили житную (ячневую) кашу, иногда жарили общую большую купальскую яишню (яичницу). Но самым щегольским (как у городских) считался "букаброт с яйцом". Букаброт - это, конечно, искаженное от бутерброд, который представлял собой поджаренный на костре ржаной хлеб с крошеным яйцом сверху.
Пока варилась или жарилась общая еда на костре, шутили, "подкалывали" иногда кто-нибудь начинал озорничать и запускал ящерицу девушке за пазуху. Были даже случаи, когда доставали из речки лягуху и бросали в общий котел под девичий визг. Обливали исподтишка водой, ведь Иван Купала до его освоения РПЦ был языческим русалочьим праздником, а при советской власти превратился в "День нептуна".
После общей трапезы пели песни, частушки, плели венки, а парни с девушками "заигрывали".

Реконструкция "букаброта" с яйцом
Мы с Мишей решили реконструировать этот самый букаброт с яйцом, подробно распросив бабушку.
Составляющие:
Ржаной хлеб
Яйцо
Масло растительное (конопляное, льняное)
Яйцо
Соль (мы брали черную, из Костромской области)

Приготовление
Хлеб обжаривался на костре на орешниковых прутьях типа шампуров (мы использовали тостер).
Яйца мелко рубится ножом в чашке. В большую чашу входило до 6 вареных яиц. Мы решил в этот раз не пользоваться гильотинками для яиц и воспроизвели старинный способ рубки.
Куски хлеба можно натереть чесноком (мы не делали в этот раз).
Поливаются растительным маслом.
На куски выгладывается порубленное яйцо.

Посыпается солью. Мы использовали черную соль, которую в Костромской области производили еще фино-угорское племя меря с V-VI веков н.э. и впоследствие способ производства был освен славянскими племенами. До сего дня Костромская область считается центром производства черной соли.
И вот он букаброт с яйцом во всей красе.
Как видите - просто, как и вся деревенская пища.

Пока делали у меня возникло три соображения:
1) Сама технология почти один в один совпадает с брускеттной, использовавшейся итальянскими крестьянами.
2) А в пионерском лагере мы тоже после ужина жарили хлеб на костре, натирали чесноком и иногда намазывали подсолнечным маслом. Вот яйца не использовали, хотя вареные яйца частенько давали на завтрак.
3) Общепринято, что русские едят очень много хлеба. Несмотря на это у нас не было (?) и до сих пор нет своего национального термина для обозначения хлеба с чем-то наверху. У большинства народов есть - тосты, кростини, брускеты, бутерброды, тапасы... А у нас нет. Наиболее распространен в советское время был "бутерброд", а сейчас скорее "тост". Вон Андрей Бугайский язвит:
три раза за прошлую неделю видел кусок чёрного круглого и селёдка на нём или у продвинутых - икра морского ежа - сразу брускета
Дык ведь даже любителям седой старины неясно каким термином заменить.  Почему так получилось?

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.