Табличка на поварне Кирилло-Белозерского монастыря |
Кирилло-Белозерского монастыря в конце XIV – первой половине XVI в", в которой рассказывается о жихни в монастыре при самом преподобном Кирилле Белозерском.
Прием пищи в Кирилло-Белозерском монастыре осуществлялся в
общей трапезной за обеденные столы иноки рассаживались по старшинству, у
каждого из них было строго определенное место, назначавшееся в соответствии с
четкой иерархией. Обед начинался в два часа дня, и обыкновенно (кроме постных
дней) он состоял из трех блюд.
К вечерней трапезе разогревалась еда, оставшаяся после
обеда; ничего другого кроме нее на ужин
не подавалось.
Призывая монахов к воздержанности в употреблении пищи, игумен
Кирилл ежедневно в трапезной подавал им пример. Он был постником и вкушал
только от двух блюд, причем не досыта.
Традиционными блюдами монастырского стола были:
- «варево» (овощи с зеленью),
- «сочиво» (густая каша из бобовых культур),
- рыба и
- молочные продукты.
В постные дни практиковалось «сухоядение» — употребление
только плодов и хлеба.
Однако ежедневный рацион иноков был достаточно разнообразен. Он включал рожь, пшеницу, мед, толокно, овсяную, гречневую и ячневую крупы, масло коровье, масло конопляное, конопляные семена, горох, перец, лук, чеснок, соль. В день на одного инока приходилось около трех фунтов (примерно 1,36 кг) хлеба. Рожь, пшеница, ячный, ржаной и овсяный солод использовались для приготовления кваса.
«Белозерская бочечная рыба» («судачина, лещевина, щучина») и черная икра употреблялись не только самими иноками, но также предназначались для «общемонастырского обихода». Их берегли для вручения в качестве подарков и для подачи на стол желанным гостям.
Поварня Кирилло-Белозерского монастыря |
Монастырская трапеза проходила в полной тишине под чтение церковных
книг, которое перемежалось кормовым
заздравным и поминальным поминовением ктиторов. Последние делали вклады деньгами
или провизией для питания монахов, а также вносили «специальные деньги» для
раздачи нищим, которых в голодные годы Кириллов монастырь кормил ежедневно до
нескольких сотен человек.
Когда эти деньги или продукты заканчивались, прекращалось и
поминовение дарителя или вкладчика.
После трапезы все иноки расходились по своим кельям. Кирилл приложил
немало сил, чтобы превратить общительную братию в молчаливых и замкнутых
отшельников. Добиваясь, чтобы монахи большую часть суток проводили в своих
изолированных убогих
жилищах, игумен требовал: «Прьвое в келию иди, и келия всему
научит тя».
Монахи Кирилло-Белозерской обители жили по одному или по нескольку человек.
В кельях они не держали ничего, кроме книг и икон, поэтому двери монастырских жилищ всегда «были отверстые».
Принимать в кельях пищу было запрещено, вода в них находилась
только для умывания. Томимые жаждой монахи шли в трапезную и там, получив
благословение игумена, могли пить воду. Между собой иноки говорили только фразами Священного Писания,
а праздные беседы и вовсе были запрещены.
Комментариев нет:
Отправить комментарий
Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.