Поварня Кирилло-Белозерского монастыря

Табличка на поварне Кирилло-Белозерского монастыря
Мы уже рассказывали про садоводство огородничество в Кирилло-Белозерском монастыре и показывали как это выглядит сейчас. А тут случайно попалась заметка М.О. Кутузовой в альманахе "Университетский историк" (2010 год): "Повседневная жизнь иноков
Кирилло-Белозерского монастыря в конце XIV – первой половине XVI в", в которой рассказывается о жихни в монастыре при самом преподобном Кирилле Белозерском.

Прием пищи в Кирилло-Белозерском монастыре осуществлялся в общей трапезной за обеденные столы иноки рассаживались по старшинству, у каждого из них было строго определенное место, назначавшееся в соответствии с четкой иерархией. Обед начинался в два часа дня, и обыкновенно (кроме постных дней) он состоял из трех блюд.
К вечерней трапезе разогревалась еда, оставшаяся после обеда; ничего  другого кроме нее на ужин не подавалось.
Призывая монахов к воздержанности в употреблении пищи, игумен Кирилл ежедневно в трапезной подавал им пример. Он был постником и вкушал только от двух блюд, причем не досыта.
  Традиционными блюдами монастырского стола были:

  • «варево» (овощи с зеленью), 
  • «сочиво» (густая каша из бобовых культур), 
  • рыба и 
  • молочные продукты.
   В постные дни практиковалось «сухоядение» — употребление только плодов и хлеба.

Однако ежедневный рацион иноков был достаточно разнообразен. Он включал рожь, пшеницу, мед, толокно, овсяную, гречневую и ячневую крупы, масло коровье, масло конопляное, конопляные семена, горох, перец, лук, чеснок, соль. В день на одного инока приходилось около трех фунтов (примерно 1,36 кг) хлеба. Рожь, пшеница, ячный, ржаной и овсяный солод использовались для приготовления кваса.

«Белозерская бочечная рыба» («судачина, лещевина, щучина») и  черная икра употреблялись не только самими иноками, но также  предназначались для «общемонастырского обихода». Их берегли  для вручения в качестве подарков и для подачи на стол желанным  гостям.

  Настоятель обители не только контролировал поступление и расход продуктов, но часто вместе с монахами трудился в  поварне [табличка на первой фотке - на поварне монастыря] и принимал участие в приготовлении пищи.
Поварня Кирилло-Белозерского монастыря
Из напитков монахи употребляли воду и квас. Преподобный  Кирилл «строго запретил» держать в обители хмельные напитки, поэтому мед [т.е. медовуху] и вино не разрешалось даже вносить в монастырь.

  Монастырская трапеза проходила в полной тишине под чтение церковных книг,  которое перемежалось кормовым заздравным и поминальным поминовением ктиторов. Последние делали вклады деньгами или провизией для питания монахов, а также вносили «специальные деньги» для раздачи нищим, которых в голодные годы Кириллов монастырь кормил ежедневно до нескольких сотен человек.
 Когда эти деньги или продукты заканчивались, прекращалось и поминовение дарителя или вкладчика.
  После трапезы все иноки расходились по своим кельям. Кирилл приложил немало сил, чтобы превратить общительную братию в молчаливых и замкнутых отшельников. Добиваясь, чтобы монахи большую часть суток проводили в своих изолированных убогих
жилищах, игумен требовал: «Прьвое в келию иди, и келия всему научит тя».

Монахи Кирилло-Белозерской обители жили по одному или по нескольку человек.
В кельях они не держали ничего, кроме книг и икон,  поэтому двери монастырских жилищ всегда «были отверстые».

Принимать в кельях пищу было запрещено, вода в них находилась только для умывания. Томимые жаждой монахи шли в трапезную и там, получив благословение игумена, могли пить воду. Между собой иноки говорили только фразами Священного Писания, а праздные беседы и вовсе были запрещены.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Примечание. Отправлять комментарии могут только участники этого блога.